Денацификация в свете христианства — это что?

Сергей Вергелес
 
23 марта 2022

С неприятным удивлением не наблюдаю адекватного анализа событий на Украине со стороны христиан. Хотя сильно думать и не надо — российская государственная пропаганда уже почти всё сделала. Однако же со стороны христиан происходит либо осуждение военной специальной операции России на Украине, либо что-то ограниченно-примитивное («бес», т.е. Запад, попутал, а так мы все, и украинцы и русские хорошие), как в случае ответа патриарха Кирилла Всемирному совету церквей. И, главное, мало чего про денацификацию … может, я не там ищу?

Агрессивный национализм, занимающий центральную идеологию в обществе, однозначно не совместим христианством, если под ним понимать следование за Иисусом Христом. Иисус начал свою общественную деятельность с критики националистических амбиций евреев (Лк. 4:25-26). И закончилась Его деятельность тем, что, с одной стороны, Его популярность начала соответствовать еврейским представлениям о Мессии, а, с другой стороны, Иисус совершенно не обладал образом военно-политического вождя, который приведёт евреев к национальной независимости. За это несоответствие ожидаемого и полученного евреи Его приговорили к казни. Причём, имея возможность в день казни откатить это решение назад через помилование одного из приговорённых, евреи вместо Иисуса выбрали к помилованию участника национально-освободительного движения (Мк. 15:7). 

Иисус Христос, как воплотившийся Сын Божий, не мог не оказаться убитым по причине злобности и корыстности всякого человеческого сообщества. Выбор был только в том, по какому поводу и кем Он будет отправлен на казнь. Евангелие рассказывает о неоднократных попытках оппонентов Иисуса из еврейской среды подтолкнуть Его к осуждению римской оккупации Иудеи. Например, Иисуса спрашивали, можно ли платить налоги римской власти, или что Он думает о том, что римские войска ликвидировали очередную группу еврейских повстанцев. Ответы Иисуса не содержали даже тени осуждения римской власти. Если бы такое осуждение прозвучало, это для несогласной части еврейской элиты легко могло стать инструментом устранения Иисуса руками римлян.

Но всё равно же Иисусу погибать (Мк. 14:21)! Уже когда казнь была очевидно неизбежна, не мог ли Иисус высказать Пилату критику Римской власти? — Нет, вместо этого Он санкционирует римскую власть: «Ты, Пилат, не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11). Поэтому следует сделать вывод, что лояльность Иисуса по отношению к римской власти была не вынужденной, а сознательной позицией. Включая её военную составляющую.

В Евангелиях Иисус предупреждает о надвигающейся катастрофе еврейского народа. Она и случилась вследствие неуёмного желания иудеев получить политическую независимость. Это было на тот момент и невозможно и не нужно — евреи вполне могли бы стать культурными проводниками христианства на долгие столетия. Однако они выбрали повстанческую борьбу с Римом. И за это испытали жесточайший геноцид с его стороны. Вся вина за случившееся в Евангелии возлагается на самих евреев, которые своим национализмом отвергли Мессию. Роль Рима здесь вторична, катастрофа была бы и без него. Напомню по этому поводу свой пост на ФБ.

В наши дни у кого какие роли понятно: Рим — это Россия, а украинские националисты привели жителей Украины к катастрофе вне зависимости от того, какова позиция России. Россия выводит из тупика население Украины, попутно решая свои проблемы. Непонятно одно: почему многие нынешние христиане, даже после случившейся катастрофы, и находясь в России, то есть не испытывая на себе политического давления, занимают позицию, ровно противоположную позиции Иисуса Христа?

Добавить комментарий