Христианский догмат о грехопадении и научная картина мира

Сергей Вергелес
 
8 января 2016
Главные тезисыСвязанные статьиОбсуждение
Это вторая статья из серии публикаций, посвящённых христианскому пониманию теории эволюции. В этой статье я обсуждаю, как совместить догмат о грехопадении Адама и Евы с научными данными об истории Вселенной и, самое главное, с историей возникновения и развития жизни на нашей планете.

Читать далее статью

Содержание

Научная и библейская картины мироздания

Как известно, научная картина мира предполагает, что развитие Вселенной продолжается на протяжении примерно 14 млрд. лет начиная от Большого взрыва. Планета Земля образовалась около 4.5 млдр. лет назад, незадолго до этого образовалось Солнце, а вскоре после Земли образовалась Луна. Около 550 млн. лет назад появились первые животные, а первые наземные растения возникли на 60 млн. лет позже. История человечества длится значительно меньшее время: всего около 8 млн. лет назад произошло выделение того вида, который сейчас называется Homo Sapiens. Но и это время — гигантское по сравнению с историей человечества как такового, насчитывающей всего несколько десятков тысяч лет.

В представлении христианства, основанного на сведениях Библии, мир был создан из ничего Богом. За 6 подходов, которые условно называются днями, Бог сотворил материальный и духовный миры, а затем в материальном мире были сотворены Земля, Солнце, Луна, флора и фауна Земли. В 6-й день был сотворён человек как венец творения. Мир, сотворённый Богом, не содержал в себе недостатков. Однако он не предполагался быть статичным. Человеку Богом были даны заповеди для дальнейшего совершенствования самого человека и окружающего мира. Одна из заповедей состояла в воздержании от приёма в пищу плодов дерева “познания добра и зла”. Человек нарушил эту заповедь, тем самым совершив грехопадение, вследствие чего стал смертным. Собственно говоря, сейчас весь мир находится в состоянии после грехопадения, где смерть, болезни и вообще зло являются неизбежными для каждого.

Любители формального анализа книги Бытия полагают, что мир был сотворён Богом чуть более 7.5 тыс. лет назад. Эта цифра получена методом анализа данных о династии, основоположником которой являются Адам и Ева, описанной в Библии до Иисуса Христа. В Библии даны возраст каждого представителя династии, когда тот родил своего наследника; в результате прямого сложения последовательности чисел получается возраст Вселенной. При этом время до создания Богом человека считается в буквальном смысле равным 6-ти земным суткам, согласно дословному прочтению переводов Библии на европейские языки. На сомнительность такого анализа указывает как то, что согласно Библии люди до потопа жили по несколько сот, вплоть до тысячи, лет, так и то, что время до сотворения человека берётся равным 6-ти суткам. Очевидно, что в буквальном смысле невозможно понимать эти библейские сведения.

Если возраст Вселенной для христианства не является принципиальным вопросом, то догмат о грехопадении является неотъемлемой частью христианского мировоззрения. Однако научная картина развития Вселенной не предполагает такого события, как грехопадение. Среди многочисленных научных фактов не существует тех, которые бы свидетельствовали о грехопадении. Наоборот, все собранные факты свидетельствуют о том, что физические законы природы оставались неизменными в течении большей части истории Вселенной, исключая первые моменты после её возникновения. Как далёкие предки человека имели ограниченный срок жизни, будучи частью животного мира, так и сейчас каждый человек проживает в среднем менее 100 лет.

Догмат о грехопадении в христианстве

Остановимся здесь более подробно на догмате о грехопадении, необходимом в христианстве.

Наблюдаемый мир, хоть и красив, но полон несовершенства. Самое главное несовершенство состоит в том, что вне зависимости от прожитой жизни, каждый человек умирает. Это противоречит пониманию человека как образа Божия, поскольку Сам Бог является Жизнью и не подвержен смерти. Христианство утверждает, что с человеком так было не всегда. Родоначальники человечества — Адам и Ева — не были исходно подвержены смерти. Тогда, будучи ещё только сотворёнными Богом, они были поселены Им в рай — отдельное место на земле с особыми условиями. Хотя уже сразу после сотворения человек был назван Богом обладателем и владыкой всей земли и всего, что её населяло, в раю предполагался дальнейший физический, интеллектуальный и духовный рост человека. Для того, чтобы достигнуть этого роста, Адаму и Еве надо было выполнять заповеди, данные им Богом. Они должны были возделывать землю в раю (физический труд), давать имена животным (интеллектуальный труд) и до поры до времени воздерживаться от употребления плодов с дерева, называемого деревом познания добра и зла (духовный труд). Кроме того, первые люди также должны были дать потомство, которое в дальнейшем должно быть разрастись в целое человеческое сообщество. В этом состоянии Адаму и Еве, а также их потенциальным потомкам, смерть непосредственно не грозила.

Исполняя первые две заповеди, первая человеческая пара в какой-то момент решила не выполнять третью — плоды с дерева познания добра и зла были ими съедены. Мотив этого поступка состоял в том, что в результате съедения этих плодов человек получал новые духовные способности, ещё более возвышающие его над природой. Именно этот поступок и называется грехопадением, поскольку эти способности были получены человеком слишком рано. С учётом ещё не вполне окрепшего нравственного облика человека, их неразумное и ничем неограниченное использование гарантированно привело бы его к полному саморазрушению. В результате нормальное, т.е. запланированное Богом развитие человека было нарушено, и в силу вступил Его запасной план.

Этот запасной план, о существования которого Адам и Ева знали ещё с момента получения заповедей от Бога, состоял в том, чтобы ограничить срок жизни, или, что может быть вернее, срок активной деятельности каждого человека. Это делалось для того, чтобы дать каждому человеку дополнительный стимул стремиться к добру и делать добро, а не зло — ведь на совершение добрых дел отведено теперь только ограниченное время. А в случае, если он выбирает всё-таки зло, остановить его на этом пути. Теперь как целое человек оказался смертным, хотя его душа и остаётся неуничтожимой — однако существование души отдельно от разложившегося тела нельзя признать нормальным состоянием человека. Вместе с тем, изменился и весь материальный мир: апостол Павел говорит, что в результате грехопадения «… вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:22-23). Изменение человека и всей Вселенной называют последствиями грехопадения. То, что теперь человек стал смертным, что он подвержен влиянию внешних материальных и душевных воздействий, обозначают словом тление, которое вроде гнили распространилось по всей природе человека.

Физическое время и жизнь человеческой души

Научная картина мира не усматривает никакой ненормальности в текущем состоянии Вселенной и человека в частности. Согласно этой картине, так, как сейчас, было всегда, начиная с Большого взрыва. Возникает справедливый вопрос: где же искать событие ‘грехопадение’?

Начнём с того, что сама концепция Большого взрыва не противоречит христианской идее создания мира Богом из ничего. Действительно, в физике понятие «до Большого взрыва» если и существует, то является на настоящий момент исключительно гипотетическим, поскольку никакими экспериментальными средствами заглянуть ‘до’ невозможно. Таким образом, не будет натяжкой сказать, что до Большого взрыва не было ничего, в том числе и времени. Более подробное сравнение научной картины мира и Библейского повествования можно найти, например, в (Лакирев).

Однако после такого сопоставления остаются вопросы, касающиеся непосредственно человека. Один из вопросов — где искать источник принципиального отличия человека от всего остального животного мира, делающего человека именно человеком — “образом Божиим”, я обсуждал в статье «Эволюция: генезис человечества». Другой, не менее важный вопрос, где в истории искать ‘грехопадение’, обсуждается здесь.

Если бы последовательность событий касающихся человеческой души, укладывалась исключительно на ось физического времени, то следовало бы считать человеческую душу частью материального мира. Но это не так, и свидетельства людей, испытавших клиническую смерть (см., например, (Милеант)), показывают, что в ходе клинической смерти с человеческой душой происходят события, которые зачастую не могут уложится в длительность этого состояния в физическом времени. Отсюда можно сделать общее заключение: попытки уложить событие ‘грехопадение’ в физическое время являются свидетельством гипертрофированного материалистического взгляда на человека.

До грехопадения весь мир был другим. Он был идеальным, от момента своего создания. Мы живём в ситуации ‘после грехопадения’, и мы знаем согласно научным исследованиям, что наблюдаемый мир был таким, каким мы его наблюдаем, от своего начала, то есть от Большого взрыва. Таким образом, после совершения грехопадения человеком изменилась вся предыстория Вселенной. Естественные науки не могут заглянуть во время ‘до грехопадения’, потому что теперь и Большой взрыв был ‘после’. Ниже на рисунке схематично представлено соответствие библейской истории человечества от создания Богом Адама и Евы и физического времени, наблюдаемого при естественно научных-исследованиях.

Грехопадение. Эволюция.

Необратимость истории по смыслу тесно завязана на ответственность, которую несёт только человек за свои действия, будучи существом нравственным. Для животных, и вообще для всего материального мира, понятия нравственной ответственности не существует. После грехопадения предыстория материального мира до Адама и Евы полностью строилась на законах природы, испорченных тлением. Поскольку тление в понятии христианства является исключительно недостатком, т.е. не вносит ничего принципиально нового от себя, а только портит, то по сути эта предыстория не изменилась, а лишь приобрела при нравственном рассмотрении некоторое неприятные черты.

Естественный отбор

Главной такой неприятной чертой является смертность человека как части животного мира. Были ли животные смертны до грехопадения остаётся неизвестным, но из книги Бытия следует, что все животные были исключительно травоядными. Скорее всего, следует предполагать, что проявлениями смертности в животном мире являются физическими недостатки и процессы, обобщённо называемыми процессами естественного отбора. В идеальном мире без тления не нужна была смерть для того, чтобы образовался новый вид животных или растений.

В теории эволюции нет утверждения, что естественный отбор является единственным механизмом порождения новых видов. С другой стороны, естественный отбор всё же является неотъемлемой частью процессов эволюции. Противоречит ли это христианским представлениям, как утверждают многие защитники христианства?

Вернёмся к роли смерти в условиях после грехопадения. Физическая смерть является необходимой, поскольку ограничивает распространения зла. Об этом, например, рассуждает Иоанн Златоуст (Иоанн Златоуст). Но ведь и естественный отбор ограничивает появление и распространение особей, не приспособленных к жизни в силу физических недостатков. А неприспособленность к жизни и есть зло в мире живой природы. Конечно, это не нравственное зло, но и мучительную смерть животного нельзя назвать трагедией на столько, на сколько является трагедией смерть каждого человека. Таким образом, концепция естественного отбора не противоречит базовым представлениям христианства.

Литература:

Иоанн Златоуст, святитель. «Беседа на 110 псалом»

Лакирев А.В. (священник). «Шестоднев и современная апологетика»

Милеант, епископ Александр. «На пороге жизни и смерти».

Добавить комментарий